г. Ростов-на-Дону, ул. Королева 7/19

 

8 (863) 246-17-01

8 (928) 9000-499

8 (928) 9000-624

 

Email: la686-161@yandex.ru

instagramm

 

Instagram

 

слово1 А 

Реклама на ярмарках России XIX века

На протяжении достаточно длительного периода времени ярмарки в России были больше, чем просто место, где покупались и продавались различные товары и продукты питания. Это была практически единственная форма межрегионального общения – на ярмарках часто люди могли узнать последние новости экономического и политического характера.

В начале 19-го столетия на территории Российской империи по самым скромным подсчётам насчитывалось свыше 1700 ярмарок с колоссальными миллионными оборотами денежных средств. И самой известной из них по праву считалась ярмарка, которую проводили в Нижнем Новгороде – ежедневно её посещало свыше 13 тысяч человек.

Ярмарочная реклама

Следует отметить, что конкуренция на ярмарках была достаточно существенная, поскольку продавцы вынуждены были стоять бок-о-бок в одном ряду. По этой причине и существовали калашные, сапожные, охотные и прочие ряды. Чтобы привлечь внимание покупателя к своему товару неоднозначными выкриками и призывами: в ярмарочной суете примитивные «крики» быстро поглощались шумом и гамом, доносившихся со всех сторон. Песни и прибаутки в стихотворной форме – с их помощью привлекалось внимание покупателей. Причём они были не столько рекламными, сколько имели развлекательный, увеселительный характер. К примеру, вот обычный для того времени призыв к покупке оладий:

«Оладьи, оладушки,
Для деда, для бабушки.
Для малых ребяток,
На гривну десяток.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!
На нас не обижайтесь!
Пускай тухло да гнило,
Лишь бы сердцу вашему было мило!»

Предельно простой и понятный национальный юмор, который то и дело повсеместно использовался в ярмарочных прибаутках, был, прежде всего, направлен на ту или иную группу покупателей. Потому он всегда находил свой отклик у народа. То и дело подшучивая над собой и покупателем, продавец посредством создания радостной, положительной атмосферы максимально способствовал и стимулировал гостей ярмарки покупать то, что им нужно.

Не только продавцы, но также и специальные ярмарочные зазывалы активно произносили выкрики ярко выраженного характера. Последние привлекали внимание публики с помощью балаганов – особых развлекательных аттракционов. Под балаганами подразумеваются ярко раскрашенные снаружи шатры и/или же временные деревянные постройки. Карусельные или же ряженые деды – так называли зазывал, которые обслуживали подобные балаганы. Креативная реклама товара, простой юмор и грубоватость – отличительный признак их кричалок:

«Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Здесь вы увидите
Вещи невиданные,
Услышите речи
Неслыханные,
Чудо-чудное,
Диво-дивное –
Заморские комедии!
Скорее, скорее –
Почти все места заняты».

Театрализованная реклама – ещё один приём из арсенала т.н. балаганных дедов, который они использовали в качестве способа привлечения внимания покупателей: специально для этого разыгрывали пантомиму или небольшое театральное представление. Умение развеселить скучную публику (как простолюдинов, так и представителей высшего сословия) знание весёлых историй и анекдотов – всё это входило в обязательные обязанности зазывал.

Одним из традиционных элементов традиционной российской ярмарки являлся раек – особая разновидность «зрелищной шарманки», которая по своей сути являлась чем-то сродни примитивному мультфильму. В нём всегда присутствовало какое-то движение – будь то прогулка или путешествие по городам и весям. Раешники всячески зазывали людей, привлекая их внимание особыми прибаутками, которые назывались «раешный стих». Следует отметить, что такие стихи являются особой разновидностью ярмарочного фольклора, в котором сформировались специфические, отличительные черты российской рекламы того времени устного характера. Ниже представлен один из ярких примеров:

«Покалякать здесь со мной
Подходи народ честной,
И парни, и девицы, 
И молодцы, и молодицы,
И купцы, и купчихи,
И дьяки, и дьячихи,
И крысы приказные,
И гуляки праздные.
Покажу вам всякие картинки,
И господ, и мужиков в овчинке.
А вы прибаутки, да всякие шутки
С вниманием слушайте,
Яблоки кушайте,
Орехи грызите,
Да карманы свои берегите –
Облапошат!»

Потеха над публикой и над самим собой – характерная черта завершающих строчек раешного стиха. Стоит отметить, что нередко зазывал за их острый язык колотили. Но это тоже, можно сказать, отличительная черта российских ярмарок того времени.

Поделиться в соцсетях

Популярные услуги

Изготовление и печать баннеров

Рекламный баннер – это универсальный недорогой маркетинговый инструмент в виде растяжки, плаката или полотна, которые повсеместно украшают собой городской пейзаж. Баннеры могут располагаться практичес...

Изготовление торговых павильонов

Для успешной торговли нужна торговая площадка. Одно из самых популярных решений для этого – торговый павильон. Павильоны могут быть различными по площади, цвету, они могут быть рассчитаны на торговлю ...

Это интересно

И все-таки как правильно: рекламная стела или стелла?

Что означают слово "стелла" и слово "стела"? Разбираемся как правильно употреблять данные слова в зависимости от контекста.

Новости