г. Ростов-на-Дону, ул. Королева 7/19

 

8 (863) 246-17-01

8 (928) 9000-499

8 (928) 9000-624

 

Email: la686-161@yandex.ru

instagramm

 

Instagram

 

logo333 А 

Реклама на ярмарках России XIX века

На протяжении достаточно длительного периода времени ярмарки в России были больше, чем просто место, где покупались и продавались различные товары и продукты питания. Это была практически единственная форма межрегионального общения – на ярмарках часто люди могли узнать последние новости экономического и политического характера.

В начале 19-го столетия на территории Российской империи по самым скромным подсчётам насчитывалось свыше 1700 ярмарок с колоссальными миллионными оборотами денежных средств. И самой известной из них по праву считалась ярмарка, которую проводили в Нижнем Новгороде – ежедневно её посещало свыше 13 тысяч человек.

Ярмарочная реклама

Следует отметить, что конкуренция на ярмарках была достаточно существенная, поскольку продавцы вынуждены были стоять бок-о-бок в одном ряду. По этой причине и существовали калашные, сапожные, охотные и прочие ряды. Чтобы привлечь внимание покупателя к своему товару неоднозначными выкриками и призывами: в ярмарочной суете примитивные «крики» быстро поглощались шумом и гамом, доносившихся со всех сторон. Песни и прибаутки в стихотворной форме – с их помощью привлекалось внимание покупателей. Причём они были не столько рекламными, сколько имели развлекательный, увеселительный характер. К примеру, вот обычный для того времени призыв к покупке оладий:

«Оладьи, оладушки,
Для деда, для бабушки.
Для малых ребяток,
На гривну десяток.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!
На нас не обижайтесь!
Пускай тухло да гнило,
Лишь бы сердцу вашему было мило!»

Предельно простой и понятный национальный юмор, который то и дело повсеместно использовался в ярмарочных прибаутках, был, прежде всего, направлен на ту или иную группу покупателей. Потому он всегда находил свой отклик у народа. То и дело подшучивая над собой и покупателем, продавец посредством создания радостной, положительной атмосферы максимально способствовал и стимулировал гостей ярмарки покупать то, что им нужно.

Не только продавцы, но также и специальные ярмарочные зазывалы активно произносили выкрики ярко выраженного характера. Последние привлекали внимание публики с помощью балаганов – особых развлекательных аттракционов. Под балаганами подразумеваются ярко раскрашенные снаружи шатры и/или же временные деревянные постройки. Карусельные или же ряженые деды – так называли зазывал, которые обслуживали подобные балаганы. Креативная реклама товара, простой юмор и грубоватость – отличительный признак их кричалок:

«Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Здесь вы увидите
Вещи невиданные,
Услышите речи
Неслыханные,
Чудо-чудное,
Диво-дивное –
Заморские комедии!
Скорее, скорее –
Почти все места заняты».

Театрализованная реклама – ещё один приём из арсенала т.н. балаганных дедов, который они использовали в качестве способа привлечения внимания покупателей: специально для этого разыгрывали пантомиму или небольшое театральное представление. Умение развеселить скучную публику (как простолюдинов, так и представителей высшего сословия) знание весёлых историй и анекдотов – всё это входило в обязательные обязанности зазывал.

Одним из традиционных элементов традиционной российской ярмарки являлся раек – особая разновидность «зрелищной шарманки», которая по своей сути являлась чем-то сродни примитивному мультфильму. В нём всегда присутствовало какое-то движение – будь то прогулка или путешествие по городам и весям. Раешники всячески зазывали людей, привлекая их внимание особыми прибаутками, которые назывались «раешный стих». Следует отметить, что такие стихи являются особой разновидностью ярмарочного фольклора, в котором сформировались специфические, отличительные черты российской рекламы того времени устного характера. Ниже представлен один из ярких примеров:

«Покалякать здесь со мной
Подходи народ честной,
И парни, и девицы, 
И молодцы, и молодицы,
И купцы, и купчихи,
И дьяки, и дьячихи,
И крысы приказные,
И гуляки праздные.
Покажу вам всякие картинки,
И господ, и мужиков в овчинке.
А вы прибаутки, да всякие шутки
С вниманием слушайте,
Яблоки кушайте,
Орехи грызите,
Да карманы свои берегите –
Облапошат!»

Потеха над публикой и над самим собой – характерная черта завершающих строчек раешного стиха. Стоит отметить, что нередко зазывал за их острый язык колотили. Но это тоже, можно сказать, отличительная черта российских ярмарок того времени.

Поделиться в соцсетях

Популярные услуги

Изготовление торговых павильонов

Для успешной торговли нужна торговая площадка. Одно из самых популярных решений для этого – торговый павильон. Павильоны могут быть различными по площади, цвету, они могут быть рассчитаны на торговлю ...

Реставрация и ремонт рекламы

Наружная и интерьерная реклама относится к эффективным способам рекламирования компании и ее деятельности. Но очень часто могут возникнуть неудобства, касающиеся непредвиденной поломки освещения свето...

Это интересно

Реклама на ярмарках России XIX века

На протяжении достаточно длительного периода времени ярмарки в России были больше, чем просто место, где покупались и продавались различные товары и продукты питания. 

Новости