Рекламные вывески и плакаты в Российской Империи
Предметность и натурализм – вот основные черты плакатов торгово-промышленного направления в дореволюционной России. Рекламисты того времени искренне полагали, что чем нагляднее будет картинка предлагаемых услуг и товаров, тем больший интерес они могут вызвать у целевой аудитории покупателей. По этой причине рекламные вывески последней трети 19-го столетия содержат в себе изображение или предлагаемого товара, или же человека, опять-таки, с этим самым товаром. При этом товарная категория прямо влияла на выбор пола и возраст персонажа, участвующего в рекламе. Согласно негласному правилу тех лет, дети появлялись во всех проектах, где продвигались кондитерские изделия. Слева представлен наглядный тому пример – плакат кисти неизвестного художника, созданного для товарищества «Эйнем». Создан в 1880-е годы.
Далее представлены плакат «Впереди всех печенье Сиу», созданный для товарищества «С. Сиу и Ко», а также работа под названием «Мой первый шаг за печеньем Эйнем». Помимо обязательного для того времени присутствия детей, также можно отметить образность рекламы. В известной игре вместо деревянного круга используется продвигаемое печенье Сиу. Главная героиня – маленькая девочка – легко и просто перешагивает целую реку. Имена художников-авторов неизвестны.
Что касается роли женщин, то на торговых плакатах тех лет они представали в разных амплуа. Ниже представлены плакаты «Макароны. Наследники В.Я. Устинова в Казани с 1858 г.» (создан неизвестным художником в 1902 году) и плакат для частной пивоваренной «Калинкин. Пиво Калинкин». Модерн – в этом стиле выполнен первый плакат. Выделяющими особенностями можно смело считать романтичный женский образ с точёным профилем. На втором плакате изображён традиционный для России образ девушки в сарафане и венке из цветов. Визуально героиня является типичной холёной и в то же самое время жизнерадостной крестьянкой. Что касается третьего плаката, в плане своего оформления, он похож на второй. Написан неизвестным художником примерно в 1903 году.
Плакатная реклама тех лет содержит в себе, куда большее количество мужских образов, чем женских. Помимо типичных представителей, характерных для рекламы табака и папирос, нередко использовались сказочные герои и отдельные сюжеты из русских народных сказок. Ярким тому примером может служить работа художника И. Билибина 1903 года, написанная им для пива «Новая Бавария», а также плакат кисти неизвестного живописца «Товарищество Вейнеровских пивоваренных заводов».
Указанная на плакате выше забота внука о дедушке в наше время уж точно выглядит несколько забавно.
Если присмотреться, на этом плакате ноги франтов причудливо образуют слово «Табак».
Стоит отметить, что этот плакат кисти Билибина был выполнен в типичном неорусском стиле. В нём чётко прослеживаются традиции искусства лубка, а именно – примитивность сюжета, яркость и контраст образов.
Былинный герой Илья Муромец выступил в качестве главного персонажа рекламного плаката.
За период в 15-17 лет торговые плакаты, которые создавали в Российской империи, плавно отошли от принципа натурализма к качественно новым формам искусства. Их провозгласили для себя художники из объединения «Мир искусства». В качестве примера возьмём плакаты «Французские печения к чаю С. Сиу и Ко» (создан в 1895 году), а также «Голубое мыло. А. М. Жуков» 1900 года. На первом главной задачей художника было, как можно реалистичнее и нагляднее представить свою продукцию. А вот на втором автор поставил себе задачу представить вниманию покупателя мыло голубого цвета, сравнив его с айсбергом в лунном свете.
Такими были рекламные вывески и плакаты в Российской Империи. В настоящее время можно заказать вывеску в любом желаемом стиле в компании "АЙСБЕРГ".