История рекламы, возникновение и развитие
Первые источники рекламы исходят из древнего мира. Греческая, вавилонская, египетская и римская культуры довольно быстро развивались в области рекламной информации. Реклама выражалась как в письменном виде на папирусах, камнях, стенах и плитах, так в словесной форме. Предприимчивые торговцы рабами старались привлечь больше покупателей и затем совершить наиболее выгодную сделку. Зачастую на рыночных площадях зачитывали рекламные объявления при большом скоплении людей.
Но огромный прорыв в истории рекламы начался после изобретения печатного станка в 1450г. Гуттенбергом. Печатный станок автоматизировал массовое производство, поэтому распространение рекламы стало проще и более массово.
Во второй половине XV века во многих странах западной Европы распространились типографические предприятия, благодаря Гуттенбергу. А уже в 1472г. в Англии появилась первая печатная реклама: на одной из дверей церкви в Лондоне было размещено рекламное объявление по продаже молитвенников.
Основателем печатной рекламы считается французский врач Теофраст Ренодо, в 1630г. в Париже он открыл справочную контору, которая печатала во французской газете рекламные объявления. Вскоре стали появляться объявления от различных торговцев, продающих продукты питания.
У первой рекламы была одна функция - сообщить людям о продаже какого-либо товара, но с появлением на рынке конкуренции, стали использовать различные маркетинговые уловки для привлечения внимания покупателей именно к своему товару.
Чем больше проходило времени, тем больше реклама набирала обороты. Изменилась не только форма рекламы (стены города, газеты и листовки), но и способ ее донесения до людей.
С развитием прогресса реклама совершенствовалась из года в год. Многие газеты были заполнены рекламными объявлениями, например газета “BostonNewsLetter”, которая появилась в 1704 году, была полностью ориентирована на рекламу. Газеты имели довольно большой тираж и содержали большое количество рекламы.
Осознавая всю мощь рекламы, влиятельные торговцы старались использовать этот инструмент наиболее эффективно. С появлением в 1839 году фотографии, изменилась печатная форма рекламы. Рекламу стали печатать с картинками и изображениями того или иного товара.
С 1884 года реклама стала выполнять главную функцию маркетинга. В это время был изобретен телеграф, и возможность связываться с другими городами позволяла привилегированному обществу создавать потребность для человека в рыночной экономике. С появлением спроса появилось и предложение, начали появляться рекламные агентства, которые предлагали свои услуги по созданию эффективной рекламы.
Сегодня только в одном Нью-Йорке сосредоточено огромное количество рекламных агентств, в которых задействовано более тридцати тысяч человек. А самым крупным рекламным агентством во всем мире считается «Денцу», которое находится в Японии.
Первые упоминания о рекламе в России приходятся на X-XI вв. Русские торговцы старались разными способами привлечь покупателей. Они нанимали, так называемых «зазывал», которые громкими рассказами о преимуществах товара привлекали покупателей.
Огромный вклад на раннем этапе развития рекламы на Руси внесли лубки – народные картины. Изначально они использовались как картины для интерьера. Небольшое количество забавного текста и соответствующая картина. Они были, как и в царском дворе, так и у обычных крестьян, что позволяло доносить информацию всем слоям общества. С появлением в Россию иностранных товаров, лубки стали набирать обороты и использовались для коммерческой рекламы продукции.
Первые печатные объявления появились при Петре I, но отнюдь не только они были единственным способом донесения информации для людей. Реклама могла располагаться на круглых тумбах в городе, в трамваях и в других людных точках. Мальчишки стояли недалеко от магазинов и раздавали листовки.
Как и в других странах в России стали появляться первые журналы с рекламой. В конце XIX начало XX века возникли первые рекламные конторы и бюро. Стали распространять рекламу лекарственных средств.
Но после пришествия большевиков к власти в 1917 году, содержание рекламы поменялось. Обычные предприниматели не могли теперь ей пользоваться, а рекламные объявления могли давать только советское руководство и советы рабочих.
После гражданской войны стали появляться рекламные агентства – «Связь» и «Реклам Транс». Особый вклад в развитие рекламы вложил В.В. Маяковский, который умело писал стихи о том или ином товаре, рекламируя его.
С 60-ых по 70-е годы появились первые рекламные организации, стали выпускаться рекламные издания, производились рекламные фильмы, по радио и телевизору демонстрировались различные рекламные программы.
Идеология СССР не позволяло рекламе достойно развиваться, так как советское руководство считало, что реклама капиталистических стран была нацелена на обман и заблуждение людей. Но после распада Советского союза ситуация изменилась. На месте старых рекламных агентств возникли новые и сейчас в России насчитывается больше 1000 рекламных служб.
Реклама заняла большое место на потребительском рынке. Тот, кто владел основными средствами рекламы, мог оказывать влияние на рынок и успешно бороться с конкурентами.
В настоящее время реклама в России успешно развивается. С каждым годом мы видим все больше и больше новых компаний, все более новые маркетинговые решения для увеличения числа покупателей.